О близких промахах (near-miss)

Одно из определений близкого промаха - когда в компании происходит незапланированное событие, с одной стороны, не приводящее к травмам или повреждениям, а с другой, имеющее потенциал для этого. Внедряйте  программы Близкого промаха, сделайте их простыми и доступными в использовании, принимайте меры по сообщениям о близких промахах, и это улучшит охрану труда на предприятии.

Вовлечение сотрудников имеет ключевое и главное значение для успеха программы near-miss.

К примеру, сотрудник идет по офису, перепрыгивая через кабель, протянутый поперек пути. Он поворачивает за угол и едва не сталкивается с другим сотрудником компании. Он делает шаг в сторону, проливая кофе на пол и нечаянно толкая стеллаж с документами, на который падает горшок с цветком, расположенный близко к краю полки и ударяется о землю.

В этом вымышленном сценарии никто не пострадал. Однако сотрудники ежедневно сталкиваются с многочисленными ситуациями, близкими к подобному промаху, и любая из них может привести к травме разной тяжести.

У некоторых сотрудников может возникнуть внезапное искушение списать близкие промахи на “отсутствие вреда”. Но специалисты по охране труда и технике безопасности, считают, что работодатели, которые отслеживают близкие промахи, определяют, как и почему они произошли, и принимают корректирующие меры, могут предотвратить подобные или более серьезные инциденты в будущем.

Основной принцип концепции состоит в том, что не нужно смотреть на то, что произошло; нужно смотреть на то, что могло бы произойти.


Помимо улучшений службы охраны труда подобным способом, существуют эффективные методы, например тесты по охране труда. Рекомендуем к изучению вопросы.


Не все специалисты по технике безопасности и охране труда согласны с тем, что представляет собой близкий промах.

Среди определений встречаются такие как “незапланированное событие, которое не привело к травме или повреждению, но потенциально могло привести к этому”. Некоторыми специалистами подчеркивается, что хотя близкий промах (near-miss) не причиняет непосредственного вреда, он может предшествовать событиям, в которых может произойти травма. Работодатели, поощряющие сообщения о близких промахах от сотрудников, получают самый главный профит, а именно возможность предотвратить подобные будущие инциденты.

Это отличный инструмент. Близкий промах является ведущим индикатором несчастного случая, который, если его тщательно изучить и правильно использовать, может предотвратить травмы и повреждения.

Отчет и реакция

Сбор отчетов о промахах помогает создать культуру, которая стремится выявлять и контролировать опасности, что позволит снизить риски и потенциальный вред. Хорошо выполненная программа выходит за рамки сбора отчетов.

Можно выделить три ключевых элемента успешной программы near-miss:

  1. Тщательные исследования, определения первопричины и внедрения соответствующих мер контроля в инструкции по охране труда.
  2. Промахи ранжируются по степени опасности. Если промах мог привести к травме или летальному исходу, то необходимо провести полное расследование инцидента. Если близкий промах создает состояние, которое является менее серьезным – например, опасность отключения электроэнергии из-за неисправного электрического шнура - опасность уменьшается, и риск сообщается всем.
  3. Сотрудники могут делится уроками, извлеченными из почти упущенных возможностей, например, на собраниях компании и отдельных совещаниях. Практика такова, что иногда близкие промахи сообщаются собственником и генеральным директором.

Цель состоит в том, чтобы усвоить урок один раз, следом внедрить соответствующие средства контроля, а затем поделиться им среди сотрудников, чтобы предотвратить подобные потенциальные аварии.

Вовлечение сотрудников

Участие сотрудника в какой-либо части программы о близких промахах, является жизненно важным. В этом случае, сотрудники сами являются свидетелями этих ситуаций и действующими лицами.

Работники должны понимать алгоритм выявления и распознавания потенциальных опасностей. Чтобы облегчить сотрудникам представление отчетов о промахах и обеспечить данные, подумайте о том, чтобы разрешить им анонимно сдавать отчеты о промахах.

Избегайте называть людей, которые могли бы внести свой вклад в близкий промах. Лица, причастные к полным промахам, так же открыто не идентифицируются. Необходимо делать все возможное, чтобы сосредоточиться на извлеченных уроках и том, что не следует делать, а не на том, кто сделал неправильно. Как только начинаются обвинения в адрес сотрудника, моментально теряются все преимущества, которые принесла извлеченная из уроков информация.

Чтобы у работников вошло в привычку сдавать отчеты регулярно, работодателю нужно установить квоты. Но делать это не рекомендуется. Несмотря на то, квоты могут быть полезны для появления ожиданий сотрудников,  это может негативно сказаться на качестве информации, которую получают работодатели.

Важным нюансом является то, что работники, которые выполнили свою квоту демотивируются и могут игнорировать последующие, потенциально более опасные промахи.

Еще одним способом поощрения является предоставление стимулов работникам, сообщающим об опасностях. Этот тип стимулов – в отличие от тех, которые предлагают вознаграждение за низкий или нулевой уровень травматизма – может стимулировать культуру отчетности.

Кроме того, специалисты по безопасности могут получить больше поддержки от сотрудников при расследовании близкого промаха, чем при расследовании инцидента.

Гарантировать успех

Успех зависит от поддержки программы всеми сотрудниками. Если программа близких промахов она не будет поддержана всеми сотрудниками организации и положительно подкреплена на всех уровнях, то она не будет эффективной. Успех этой и любой программы является прямым отражением приверженности всей команды.

Сотрудники должны видеть, что их работодатель серьезно подходит к реализации программы, поэтому руководство должно быть настойчивым в продвижении ценности близких промахов.